Учебники по виндсерфингу и кайтбордингу

 

Учебник по кайтсерфингу смотрите на сайте Михаила Соловейкина.

 

Для тех, кто хочет научиться виндсерфингу, мы приготовили наши материалы. Они предназначены для начинающих, кто только встает на доску. Советуем вам изучить теоретические основы хождения под парусом перед поездкой, и на уроке вам будет намного легче понимать инструктора!

Читайте про: оборудование, курсы хождения парусной доски, поворотыбич-старт, петли и трапецию.

 

Виндсерфинг

 

Оборудование


Виндсерфер – это доска, соединенная с парусом. Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую вы будете держать парус прикреплена к мачте и называется - гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка - старт-шкот, за нее вы будете на первых порах поднимать парус из воды. Место, которым мачта крепится к доске называется - шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске - степс (steps).

Верхняя поверхность доски называется палубой, нижняя - днищем. Примерно посередине доски из днища на некоторых досках торчит лопасть - шверт (dagger, sword). Шверт нужен для того, чтобы идти против ветра и может убираться внутрь доски или выпускаться наружу. Для этого не нужно нырять в воду или вытаскивать доску на берег, достаточно нажать ногой на верхнюю часть шверта, выступающую над палубой. Прорезь в доске под шверт называется швертовым колодцем.
Ближе к корме из днища торчит еще одна маленькая лопасть - плавник (fin), он будет помогать вам держать прямолинейное направление движения (курс). Передняя часть доски называется носом, а задняя - кормой. Та сторона кормы, которая находится со стороны, откуда дует ветер, называется наветренной. Противоположная – подветренной. Стартуем всегда с наветренной стороны доски.

 

Учебник по виндсерфингу, остров Маргарита Венесуэла

 

1. Трапеция (harness) – разгружает руки.
2. Нос доски (nose of the board)
3. Шарнир (mastfoot) – соединяет доску и парус
4. Плавник (служит для управления доской)
5. Ножные петли (footstraps)
6. Корма (tail)
7. Мачта (mast, на нее натягивается парус по вертикали)
8. Передняя оковка гика (крепится к матче)
9. Трапеционные кончики (lines, к ним цепляется крюк трапеции)
10. Гик (boom, за что держится виндсерфер)
11. Камбер (ребро жесткости паруса)
12. Задняя шкаторина паруса
13. Задняя оковка гика (к ней крепится парус при помощи люверса)
14. Нижняя шкаторина паруса
15. Чемпион мира по фристайлу Хосе «Гойито» Эстредо (Jose Gollito Estredo)
16. Парус (sail)
По-испански доска – la tabla, парус – la vela. Все остальное можете называть по-английски – вас поймут.

 

Полезные выражения:

Дайте мне пожалуйста доску (парус): Deme la tabla (la vela) por favor

Есть ли сегодня ветер? – Hay un viento hoy?
Поменяйте мне парус на 5,0 – Cambia la vela por la cinco zero por favor
Можно ли здесь оставить мои вещи? – Se puede quedar mis cosas por aqui?
Мне нужны трапеционные кончики номер 26 – Nececito lines ventiseis
Хочу поменять доску. Мне нужна доска поменьше (побольше) – Quiero cambiar la tabla. Nececito mas pequeña (grande).

Совет: учить английские названия! И вас поймут на любой станции в любой части мира.

 

Советы перед выходом на воду


- Перед выходом убедитесь в исправности и правильной настройке оборудования (конечно для этого надо знать, как оно устроено, и как его настроить).
- Одевайтесь в специальную одежду для катания (лайкра, гидрокостюм)
- Старайтесь правильно определить подходящие для вас погодные условия, и динамику их изменения. Проконсультируйтесь с более опытными в этом вопросе людьми.
- Рассчитывайте свои силы, возвращайтесь до того как почувствовали сильную усталость.
- Не выходите в ветер, дующий от берега (оффшор).
- Планируйте свой маршрут. Сначала, пока есть силы, выходите против ветра, с тем, чтобы вернуться легким курсом по ветру. Даже если вы не сможете идти обратно по каким-либо причинам, вас прибьет в исходную точку.
- Если не чувствуете уверенности не удаляйтесь далеко от берега - любую цель можно достичь несколькими способами.
- Не падайте, лучше роняйте парус.
- Вы в открытом море и у вас что-то случилось со снаряжением, во-первых, не паникуйте!
И никогда не бросайте доску! Доска утонуть не может, а вы можете. Положите парус на корму, лягте на доску и начинайте грести. Медленно, но верно вы подплывете к берегу. Если вам срочно требуется помощь, сядьте на доску, непрерывно поднимая руки над головой и опуская в стороны. Этот сигнал признан во всем мире как знак помощи на воде.
- Не отдыхайте сидя на доске и бросив парус, не стойте долго в положении дрейф (нулевое положение, или «T-position»). Как только доска теряет ход, ее начинает незаметно, но очень быстро сносить по ветру. Полученные силы будут израсходованы на то чтобы добраться до точки, где вы начали отдыхать. Лучше пристать к ближайшему берегу, отдохнуть, согреться. А после этого продолжайте кататься.

 

Как правильно стоять на парусной доске


На ходу передняя нога должна стоять сразу за мачтой. Нога должна быть выпрямлена, с помощью нее мы упираемся в палубу. Задняя нога стоит на погоне выпуска шверта, или сразу перед швертом. На заднюю ногу приходиться та часть нашего веса, которую не может удержать парус. В слабый ветер, почти весь наш вес приходиться на ноги, и лишь чуть-чуть на парус. Чем сильнее ветер, тем больше мы висим на гике, и меньше веса приходиться на заднюю ногу.

- Всегда стойте прямо, не сгибаясь (центр тяжести выше, усилий меньше).
- Руки лучше держать полусогнутыми (легче управлять тягой).
- Не устоять и удержать, а опираться, висеть на парусе.
- Не отпускайте парус от себя на ту сторону доски, держите его вертикально
- Не отпускайте от себя мачтовую руку, только гиковую.
- Всегда, старайтесь идти на тяге близкой к максимальной (легче управлять по курсу).

Высота – расстояние между стартовой точкой (на берегу) и точкой, в которую вы вернулись. «Потерять высоту» – вернуться ниже по ветру (слиться по ветру). «Набрать высоту» – вернуться выше по ветру («вырезаться на ветер»). Хитрый серфингист всегда старается сразу, пока есть силы набрать высоту, с тем что бы потом спокойно "приземлиться" по ветру. Перпендикуляр к направлению ветра, проходящий через место, куда мы собираемся вернуться, можно считать нулевой высотой.

Привестись (вырезаться) - повернуть носом к ветру, то есть начать идти более круче против ветра, или острее к ветру. Увалиться - повернуть носом от ветра.
Оверштаг (или tack – «так») - разворот против ветра. Фордевинд - разворот по ветру

 

Курсы движения парусного судна


Курсы делятся на курсы правого галса и левого.
Левый галс - это когда ветер дует в левый борт, правый галс - в правый.
Поворот в пределах 180 градусов, то есть не пересекая линию ветра и не меняя галса, называется сменой курса. В противном же случае, это разворот.

 

Учебник по виндсерфингу, остров Маргарита Венесуэла

 

Названия курсов:


1. Галфвинд (halfwind) - перпендикулярно ветру
2. Бейдевинд - под углом против ветра.
3. Бакштаг - под углом по ветру.
4. Фордевинд - ветер точно в корму.
5. Положение Левентик - нос смотрит туда, откуда ветер дует. Этим курсом нельзя идти с парусом. В этом положении можно только на время оказаться (например, когда мы делаем поворот оверштаг, мы оказываемся в этом положении при переходе линии ветра)

 

Повороты в виндсерфинге


Поворот против ветра – оверштаг (tack)


Учебник по виндсерфингу, остров Маргарита Венесуэла


Оверштаг или tack - поворот, при котором доска поворачивает на ветер, и при пересечении линии ветра вы переходите на новый борт доски между носом доски и мачтой. При выполнении перехода на новый борт вы должны решительно прыгать на ваше новое положение ног, вместо того чтобы нерешительно переступать. Это звучит несколько авантюрно, но это самый лучший способ избежать неуверенного топтания и последующего падения с доски!

Техника выполнения:

Подготовка к повороту: выбираем удобное и безопасное место, разворачиваем голову и плечи на линию ветра
• тянем мачту назад на корму (переднюю (мачтовую) руку будет удобнее положить на мачту ниже гика). Руки выпрямляем.
• смотрим на линию ветра, нос доски начинает приближаться к линии ветра
• переднюю ногу ставим за мастфут, на новый борт, немного переносим вес тела на переднюю ногу
• пытаемся задней рукой перетащить парус через корму доски («сбрасываем банку колы, которая стоит на корме»)
Выход из поворота:
• подтягиваем заднюю ногу к мачте, пятки вместе носки врозь вокруг мастфута
• отпустите мачту рукой и расслабьте руку, а затем потяните мачту немного на себя
• сделайте разворот тела в новом направлении на носках ног (разворот начинайте с поворота головы на новый курс, за головой последуют плечи, бедра и стопы)
Прыжок (или быстрый переход) на новую сторону доски:
• ставим заднюю ногу на корму на новом борту (передняя нога остается стоять возле мачты)
Уваливание доски на новый курс:
• как только задняя рука схватила гик, начинаем уваливание на новый курс, для чего наклоняем мачту на нос доски, уваливая доску (наклоняйте в направлении «нос- подветренный борт») – чтобы ветер попал в парус с новой стороны
• ноги помогают докручивать доску: задняя нога тянет корму под себя, передняя нога толкает нос от себя
Как только доска довернула на новый курс, отпускаем парус задней рукой, парус сбросит чрезмерную тягу, мы встаем в sailing position и начинаем ехать на новом курсе

 

Поворот по ветру – фордевинд (gybe)


Учебник по виндсерфингу, остров Маргарита Венесуэла


Для того чтобы доска повернула нос по ветру, нам нужно нагрузить нос доски весом паруса и весом тела. Чтобы доска пересекла линию ветра и повернула на новый курс, нам нужно перетащить парус на другую сторону, перейти в sailing position на новом курсе.

Техника выполнения:
Для начала нужно выбрать удобное место для разворота доски (чтобы никому не мешать и чтобы никто нам не мешал) и убрать шверт внутрь доски, так как он будет мешать ехать доске вниз по ветру
Вход в поворот:
• плавно перемещаем вес тела на переднюю ногу
• скользим задней рукой назад по гику до выпрямления задней рукой,
• перемещаем мачту передней рукой по направлению «нос- подветренный борт»
• как только доска поедет вниз по ветру, поверните голову в сторону нового курса,
• отпустите парус задней рукой и проведите руку вперед, к носу доски
• вслед за движением задней руки начинайте разворачивать плечи
• с разворотом плеча одновременно шагайте задней согнутой ногой к мачте и переносите вес на эту ногу
• бывшая передняя нога, делает шаг назад и как только встает на доску, вес тела переносится на эту ногу, преимущественно на пятку
• проведите мачту немного назад, к корме и начинайте подтягивать задней рукой мачту к своему заднему плечу, затем к груди и к переднему плечу
• отпустите гик на старой стороне и проведите мачту вперед вашей новой мачтовой рукой, вперед по направлению носа доски и положения мачты в вертикаль -небольшой наклон мачты на корму (приведение)
Выход из поворота:
посмотрите вперед по курсу движения доски, вес тела преимущественно на пятке задней ноги
как только доска выйдет из дуги поворота и наберет скорость, вы почувствуете, что парус стал «легким», можно встать в обычную sailing position и продолжить движение на новом курсе.

 

Правила расхождения на воде


Сильные уступают слабым. Если вы видите на своем курсе новичка, примите все меры чтобы объехать его. Наветренная доска уступает подветренной. Если навстречу друг другу идут две доски, то уступает та, которая идет левым галсом. Правый галс не меняет курс.

Обгоняя, держи дистанцию. Доска, которая хочет обогнать другую доску, должна сделать это таким образом, чтобы дистанция между ними составила длину двух мачт. Если же доска, которая хочет обогнать, подошла слишком близко к корме впередиидущей доски, то впередиидущая доска должна не менять своего курса и не препятствовать обгону.

Виндсерфинг должен уступать право держать курс:
• всем промышленным, рыболовецким судам и всем тем кто « кормится от моря» ( принцип « они на работу спешат, а виндсерфинг для спорта»)
• парусным судам и яхтам (принцип «парусные суда не так маневренны»)
• кайтерам (от греха подальше)

 

Понятие Mast foot pressure.


Парус соединяется с доской гибким шарниром мастфута и именно через него передается тяга с паруса на доску. Для того, чтобы не терять силы на борьбу с парусом, но передавать всю энергию в движение доски, нам необходимо постоянно заботиться о мастфуте, оказывая на него давление мачтой и гиком вертикально вниз.

 

 Бич-старт


Beach-start - старт с мелкой воды. Со стороны выглядит так: виндсерфингист приносит оборудование на воду, глубина воды по колено или по пояс, поднимает вверх руками парус, ногой подтягивает доску под себя и заходит на нее как на ступеньку, после чего уезжает кататься.

Старт с мелкой воды может быть:

• обычным (на глубине по колено) - на такую высоту нам не трудно взойти на доску, как на ступеньку. Нам лишь следует поставить мачту вертикально, при этом доска приблизится к нам, и мы можем взойти на доску.
• затрудненным (на глубине по пояс)

Техника выполнения обычного бич-старта:

• доска на глубине по колено, мачта лежит на центральной линии доски, на корме
• курс доски - галфвинд, 90 градусов по отношению к линии ветра
• вы стоите у кормы доски, боком к доске и ветру, ваши плечи на линии ветра, смотрим по курсу галфвинд
• берете ладонью вверх подветренной рукой, мачту снизу на высоте 30 – 50 см выше от гика, пальцы кисти расслаблены и эластично начинают поднимать мачту вверх на уровень плеча и немного на ветер
• наветренной рукой перехватываете мачту (задняя рука ложится на гик) пальцы кисти расслаблены и интенсивно начинают поднимать мачту вверх - выше головы и максимально на ветер- рука полностью выпрямлена
• зафиксируйте момент выпрямления руки с мачтой, парус будет «лететь», станет легким по ощущениям и начнет тянуть вперед и вверх. Никогда не опускайте переднюю руку, держите ее выше головы! Если вы неосторожно опустите переднюю руку, парус сразу же превратится в «анти-крыло» и начнет давить в вас, что может привести к падению или «ножницам» - когда вас зажимает между мачтой и доской.
• скользните задней рукой назад по гику, вы должны чувствовать небольшую тягу в парусе, но парус полностью открыт, вы сохраняете минимальную тягу в парусе, особое внимание на переднюю прямую руку с мачтой
• перенесите вес тела на наветренную ногу
• поднимите и положите подветренную ногу на палубу в районе передних петель
• задняя стопа должна встать на доску посередине, между передними петлями, если это не удается с первой попытки, подтяните доску к себе ногой и переставьте стопу на ее место, там где стоит ваша задняя нога при sailing position, Этот момент чрезвычайно важен! Нога должна встать на свое место!
• начинаем тянуть задней ногой доску под себя, одновременно начинаем движениями рук отталкивать мачту от себя в вертикальное положение
• как только доска окажется под вами, вы это должны почувствовать – доска должна упереться бортом в вашу наветренную ногу
• перенесите переднюю руку с мачты на гик, при этом мачта встанет вертикально или даже немного наклониться от вас
• переносим вес тела на ногу на доске, спокойно и уверенно толкаем обеими руками вперед на нос и на ветер
• подтягиваем переднюю ногу, ставим ее сразу же рядом с мастфутом
• согните ноги в коленях, чтобы стабилизировать ваше положение на доске, смотрите только вперед, не смотрите в парус
• откройте парус задней рукой, нужно восстановить мягкий ламинарный поток на парусе, после того как вы инстинктивно потянули на себя заднюю руку при подъеме на доску
• начинайте разгонять доску, закрывая парус

 


Трапеция и петли.


Учебник по виндсерфингу, остров Маргарита Венесуэла


С ростом мастерства нам хочется ходить во все более и более сильный ветер. Трапеция предназначена для того, чтобы разгрузить наши руки, сделать хождение на виндсерфере комфортным и легким отдыхом. Хождение на короткой доске вообще не имеет смысла без трапеции, так как без нее невозможно правильно распределить тягу между степсом и ногами и эффективно разогнаться.
Трапеция обычно состоит из детали гардероба, оборудованной крюком и тросов, закрепленных на гике. На ходу мы цепляемся крюком за петлю, и таким образом воздействуем своим весом непосредственно на гик, через крюк и веревочные петли, а не через руки. Руками рулим. Стоит только нам взять нагрузку на руки, потянув на себя гик - петля спадает с крюка - мы свободны.

Раньше были наиболее популярны сидячие трапеции. В настоящее время лидируют поясные трапеции,но они склонны к сползанию вверх или в стороны.
Мы цепляемся крюком трапеции за трапеционные петли или трапеционные кончики, которые закреплены на гике. Точки их крепления должны располагаться симметрично относительно проекции центра парусности на гик. . Длина петель для начала должна быть такой, чтобы вы стоя рядом с парусом при вертикальном положении мачты могли легко отцепиться. Минимальная длина петли (имеется в виду конечная длина - от гика до нижней точки свободно висящей петли) равно расстоянию от локтя до запястья
Излишняя длина петель не позволит вам идти на полной тяге. Короткие петли требуют повышенного внимания и своевременного отцепления. Трапецию лучше настраивать на берегу. Потом ее можно будет подстроить по результатам ходовых испытаний. Если на ходу в трапеции вы чувствуете усилия на одной из рук - переместите оба узла петли по гику в сторону нагруженной руки. При настройке трапеции учитывайте положение (высоту) гика на мачте и крюка на вас.

Для того чтобы вдеться в трапецию вам необходимо сделать следующее:
1. привстать, вводя крюк внутрь петли
2. присесть, зацепившись крюком за петлю
3. откинуться назад, натягивая петлю и выпрямляя ноги (откидываться нужно той частью тела, на которую надета трапеция).

Для того чтобы сняться достаточно:
4. взять гик на себя, перенося нагрузку на руки и привстать
5. петля свалится с крюка - вы свободны.

В ответ на усиление ветра вы должны поместить больше веса в трапецию - сильнее сесть. В ответ на ослабление ветра вы встаете вертикальнее, меньше опираясь на трапецию, либо снимаетесь с нее.
Что касается управления тягой, то ничего не потеряно. Просто теперь вы находитесь в более жесткой связке с парусом и поворачивая парус вокруг мачты (меняя тягу) вынуждены перемещаться вместе с ним, либо сниматься с трапеции.

 

Падения


В процессе обучения падения неизбежны - учитесь правильно падать. При падении назад не выпускайте из рук гик. Постарайтесь отцепиться до или во время падения. Если не получилось - не беда. После погружения спокойно отцепите крюк рукой и выплывайте из под паруса.
Наиболее частая ошибка - падение вперед, в парус (катапульта). Падая в парус, не предпринимайте ничего. Опирайтесь о гик, стойте на палубе, падая вместе с парусом. В результате вы окажетесь в положении "упор лежа" (как будто собрались поотжиматься) на гике. Если трапеция еще не отцепилась, сбросьте петлю с крюка движением таза. Осторожно опираясь о мачту, выбирайтесь обратно на доску.

 

Умение кататься в петлях для ног


Доска выходит на глиссирование, скорость возрастает и при встрече с мелкими волнами доску потряхивает, при этом на доске довольно трудно удержаться. Набегающая на палубу вода также может смыть ноги с доски. Для того, чтобы наши ноги не сваливались с доски, придумали специальные регулируемые по размеру ремни – петли для ног, footstrapes. Принцип прост: засовываешь стопу в петлю, и доска прикреплена к твоей стопе.

Ключи:
• вы начинаете движение в обычной sailing position, как только ветер усиливается и увеличивается тяга в парусе, вы сильно тянете парус за гик вниз-вперед, немного отходите назад к корме, на полшага, отходите на полусогнутых в коленях ногах
• вы не поднимаете ноги в воздух и не теряете контакт стопы с доской, вы протаскиваете ноги по палубе, чередуя перенос веса тела с одной ноги на другую
• сначала перенесите вес тела на заднюю ногу и протащите переднюю стопу по палубе на ощупь, не глядя вниз, до контакта с передней петлей и скользните в нее
• теперь перенесите вес тела на переднюю ногу и протащите заднюю стопу по палубе на ощупь, не глядя вниз, до контакта с задней петлей и скользните в нее
• все это движение должно быть сделано плавно и без рывков паруса
• всегда первой входит в петли передняя нога, потом задняя; выходит из петель первой задняя, потом передняя. Никогда не пытайтесь нарушать этот порядок, если не хотите получить «кривую» технику и травмы. Сделайте усилие, преодолейте страх и выполните вход-выход правильно, это поможет управлять доской!
• петли должны быть отрегулированы по размеру ноги таким образом, чтобы стопа легко входила в петлю, и вы могли видеть все свои пальцы на ноге

Как только вы научитесь кататься в петлях в положении «новичковое» (передние и задние петли макисимально близко к продольной оси доски, при этом задняя петля может быть и одна) при ветре до 8 м/сек и на парусе не больше 5.5 м², вы можете начинать переходить на другой уровень катания – в более скоростном режиме (в более сильный ветер и с большим парусом). Для этого вы должны переставить петли назад и на края. Доска глиссирует на участке дна под названием «метр глиссирования», который находится между мастфутом (шарниром) и передними петлями для ног в крайнем заднем положении. Если вы не уйдете назад в петли, то вы будете мешать доске подняться из воды на глиссирование. 

 


Заказать тур на остров Маргарита

  
Имя, Фамилия
Email
Телефон
Дата приезда
Дата отъезда
Кол. человек
Информация по бронированию

 Подписка на спецпредложения

Почему выбирают нас в качестве туроператора?